Купить или заказать автозапчасти

Автозапчасти на любые модели автомобилей, оригинальные и неоригинальные

Запчасти  и аксессуары

Катализатор. Причины выхода из строя.

Катализаторы (каталитические нейтрализаторы) предназначены для очистки выхлопных газов, путем их окисления.

Катализатор является обязательной опцией для всех современных автомобилей.

Катализатор представляет собой устройство, в котором происходит сложный химический процесс. Внутри корпуса из стали находится керамический или металлический наполнитель, который состоит из множества трубок, расположенных по направлению тока выхлопных газов в виде сот.

Такое строение обеспечивает увеличение площади рабочей поверхности катализатора. Поверхность сот покрыта тончайшим слоем сплава содержащего платину, родий и палладий. Именно эти металлы отвечают за "чудесные" свойства катализатора, они же определяют его высокую стоимость.

Выхлопные газы омывают поверхность сот, нагревая катализатор. Когда температура достигает рабочего значения, на поверхности сот начинается каталитическая реакция догорания выхлопных газов. Несгоревшие остатки топливной смеси, касаясь нагретой поверхности каталитического слоя, окисляются до конца. Тем самым достигается снижение в выхлопных газах уровня СО.

Каталитический нейтрализатор в большинстве автомобилей стоит сразу после выпускного коллектора. В некоторых автомобилях выпускной коллектор очень короткий и выхлопные газы практически сразу попадают в катализатор. Такое расположение способствует более быстрому разогреву рабочей поверхности катализатора, но работы по его замене будут более сложными.

Катализатор может быть установлен за приемной трубой перед основным глушителем и представлять собой отдельную легкосъемную деталь. Это самый лучший вариант с точки зрения ремонтопригодности.

Выход из строя катализатора происходит по следующим причинам.

Наиболее распространенная жалоба автовладельцев на выход из строя катализатора — низкое качество топлива.

Да, для обеспечения эффективной работы каталитического нейтрализатора необходимо использовать только качественное неэтилированное топливо, так как содержащийся в бензине тетраэтилсвинец необратимо “отравляет” каталитическую поверхность.

Но катализатор можно погубить и неэтилированным топливом. Если неисправна система управления двигателем, не полностью сгорает воздушно-топливная смесь или двигатель сильно изношен.

Испортить катализатор могут выхлопные газы сильно изношенного двигателя, сжигающего масло. Масло, попадая в катализатор, "запекается" на поверхности сот, подобно лаку, не давая катализатору работать.

Есть и другие причины. Например – свечи зажигания. Неправильно подобранные или неисправные свечи зажигания не будут обеспечивать полного сгорания воздушно-топливной смеси, что может вызвать в катализаторе губительную реакцию оплавление и закупорку сот катализатора.

Забитый катализатор создает преграду для раскаленных выхлопных газов, из-за чего двигатель теряет тягу и перегревается.

Для нормальной работы двигателя отвод отработанных газов должен происходить очень быстро и своевременно, с минимальным сопротивлением. Для этого сотовый наполнитель каталитического нейтрализатора должен быть чистым.

Но "время жизни" катализатора не безгранично.

Со временем, не смотря на кажущуюся внешнюю целостность, катализатор постепенно разрушается, и его небольшие обломки затягиваются в камеру сгорания. Это приводит к повышенному износу стенок цилиндров и маслосъемных поршневых колец.

В процессе разрушения катализатора активное участие принимает и датчик кислорода (лямбда-зонд).Особенно на автомобилях, оборудованных системой ЕВРО-3. Датчик «сигнализирует» о составе выхлопных газов контроллеру (электронному блоку управления двигателем), который корректирует состав воздушно-топливной смеси, в соответствии с нуждами двигателя.

Кроме того, катализатор боится механический воздействий. От удара соты катализатора разрушаются, отделившиеся части нарушают его проходимость. То же самое может произойти, если на разогретый катализатор попадет вода.

Выпускная система современного автомобиля эксплуатируется в тяжелых условиях, которые определяются высокой температурой отработавших газов и воздействием внешней агрессивной среды.

Очень важно вовремя продиагностировать состояние катализатора на начальных стадиях разрушения, а не ждать пока загорится сигнал неисправности моторной электроники. А так же регулярно обслуживать автомобиль и следить за состоянием топливных форсунок, элементов системы зажигания и механической частью двигателя.


Назад